Модельный ряд культовой британской марки Morgan пополнился новым трехколесником. Основатель фирмы Генри Морган был заядлым велосипедистом. Даже, можно сказать, веломаном. Если бы не крутые холмы вокруг его родного городка Малверн, расположенного в самом сердце Англии, он так до старости и крутил бы педали, зарабатывая деньги прокатом и продажей автомобилей Wolseley и Darraq. Однако кататься в этих местах было ой как тяжело!
Новая блестящая игрушка для стопроцентного англичанина. Ведь это же, можно сказать, родстер, только налог за него будут брать как за мотоцикл! Цена в Англии и США от $ 40 000.
Поэтому Генри прикупил себе похожий на велосипед одноместный трицикл Eagle с задним ведущим колесом и моторчиком водяного охлаждения De Dion мощностью 8 л. с. и стал не просто ездить - летать! Потому-то Генри и загорелся идеей строить трициклы, такие же, только лучше. С этого в 1906 году и началась фирма Morgan Motor Company.
Легок на подъем
В ход пошли самодельное шасси из стальных трубок, одно сиденье и три велосипедных колеса. Передние подвешивались по-автомобильному, с помощью примитивной независимой свечной подвески. Заднее - по-мотоциклетному: из двух кантилеверных рессор получилось нечто вроде маятниковой вилки. V-образному моторчику воздушного охлаждения от мотоцикла Peugeot 7 л. с. помогала чья-то двухскоростная цепная передача. Таким стал первый Morgan Runabout «Бегунок».
Традиционный для Morgan лаконичный щиток приборов спидометр + тахометр и отделка дорогущей кожей.
Потом фирма построила целое море трехколесников: одноместных, двухместных и даже четырехместных! Генри и его сестра Дороти всячески рекламировали свой товар. Выставляли «Бегунков» на престижнейшем автошоу в лондонском «национальном холле» Olympia, ездили на них на разные гонки. Победили в заезде на холм в Уэльсе, а в 1913 году даже взяли Гран-при Франции для трехколесников! Однажды Генри победил в соревновании на экономичность, проехав на «Бегунке» 70 миль 112 км, имея один галлон бензина 4,5 л.
Morgan Runabout понравились англичанам, потому что помимо резвости и малого аппетита не считались автомобилями. Они облагались налогом как мотоциклы, потому что весили меньше 896 фунтов 400 кг и не имели заднего хода. Фирма Morgan строила трехколесники до 1952 года!
Не так давно в Morgan Motor Company подумали, что новейшие технологии могут значительно улучшить полезные свойства «Бегунков».
Так и получилось: у современного Morgan 3 Wheeler трубки шасси и панели кузова сделаны из дюралюминия. Почти самолет! В итоге трицикл на современных, более тяжелых колесах и с пассивной защитой седоков потолстел ненамного: «на сухую» он весит всего 500 кг. Да и разгоняет его уже не дохлый моторчик, а современный мотоциклетный двигатель с электронным впрыском мощностью 100 л. с., соединенный с пятиступенчатой механической коробкой... Mazda! Разгон с места до «ста» по идее должен занимать всего 4,5 с. Максимальная скорость - 185 км/ч.
MOG.
Получилась великолепная игрушка для выходного дня, на которой еще можно и поучаствовать в гонках такие соревнования по уик-эндам - национальное увлечение англичан.
Создавая новый трицикл, компания Morgan не отступила от собственных традиций: узлы и агрегаты для него набираются от самых разных производителей.
Поначалу заявив для 3 Wheeler 1917-кубовый мотор Harley Davidson с прямоточной системой выхлопа Screaming Eagle, Morgan в последний момент заменила его на аналогичный от фирмы S&S Smith&Smith из штата Висконсин, занимающейся тюнингом «харлеевских» моторов. Мощность подросла на 15 л. с., значит, разгон станет еще быстрее!
Висит груша...
В очередь на покупку нового трицикла уже записались 500 желающих. Учитывая, что Morgan в лучшие времена делает 600 машин всех моделей в год, двигаться очередь будет медленно. А цену нового 3 Wheeler вообще лучше не знать. И не надейтесь через несколько лет купить подержанный: все Morgan имеют нехорошее свойство со временем только дорожать.
История модели
Из-за высокой удельной мощности Runabout с легким трубчатым шасси брали с места в карьер почище любого четырехколесного автомобиля начала ХХ века.
На гонках Morgan Runabout обгоняли автомобили! Гонки для трехколесников как отдельного класса гоночных аппаратов проводятся в Англии на трассе Брукландс с весны 1912 года. Так вот, «Бегунки» запускали на нее только после того, как участвующие в том же соревновании автомобили описывали полный круг. Иначе трехколесники перегоняли автомобили, все перемешивалось, и состязание теряло зрелищность.
Алексей ЩЕРБАКОВ. Журнал Авто Мир. MSN