Reihamelion Пятница, 03/Май/2024, 08:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории раздела
Блог [0]
Почты мира [130]
Видео [110]
Политика [354]
Программы [172]
Антивирусы [76]
Музыка [151]
Спорт [93]
Это интересно [422]
История [690]
Для женщин [189]
Юмор [128]
Радио и ТВ [56]
Автомобили [154]
Игры [154]
Вокруг света [599]
Полезные советы [209]
Техника [138]
Web мастеру [347]

» Мини-чат
300


» Статистика

Главная » Статьи » Вокруг света

История Юрмала концертный зал Dzintari

Одна из визитных карточек города Юрмала концертный зал Dzintari.

 История концертного зала Dzintari, начинается уже с конца XIX века. В то время концертный зал Dzintari был известен, как концертный сад курхауза Эдинбург.

 

В Юрмале концертная жизнь бурлила с конца XIX века, тогда летние концертные залы были в Меллужи, Дубулты, Майори, Булдури и в Эдинбурге. Во всех проходили концерты, и все концерты хорошо посещались. Курорт был местом, куда приезжали отдыхать состоятельные люди: аристократы, промышленники, домовладельцы, торговцы, значит люди, получившие и хорошее образование. По прибытию на курорт им требовались адекватные развлечения. В конце XIX века развлечением была концертная жизнь курорта. Были места, где больше ценилась легкая музыка, номера варьете, даже выступления циркачей. Разумеется, и в то время не могли обойтись без танцевальной музыки, но в большинстве состоялись именно симфонические концерты. Уже тогда с концертами классической музыки в Юрмалу приезжали оркестры из Берлина, Праги, Варшавы, Петербурга, Москвы.

 

Самоуправления тогда в Юрмале не было, и отдыхающим необходимо было самим организовать свой быт, поэтому организовались общества купальщиков. Общества, например, заботились о благоустройстве, освещении, уборке, поливе улиц, об охране дач в зимний период, о создании садов и парков, о культурной жизни, даже содержали врача в летнем сезоне, ну, делали все то, что делает самоуправление - только на общественных началах и на сбор пожертвований.

В обществе купальщиков - между Булдури и Майори, был и архитектор, предприниматель и меценат Кристапс Морбергс (1844-1928). Членами общества были также промышленники и высшие чины царской администрации. Людьми они были мудрыми, с умным взглядом на будущее, они придумали стратегически прибыльный ход: когда 23 марта 1874 года дочь царя Александра II великая княгиня Мария выходила замуж за герцога Эдинбургского, общество устроило большое мероприятие в честь этой свадьбы, и в 1874 году переименовали район и общество купальщиков Эдинбургом. Они хотели построить театральную сцену. Для построения сцены требовались финансы, и общество обратилось к императору.
Через совсем „короткое" время - в 1897 году, между Булдури и Майоры, была возведена сцена.

 

 

Концертный сад курхауза Эдинбург был больше ориентирован на легкую музыку - вечера танцевальной музыки, оперетты и артистов варьете. В 1910 году политика концертной жизни довольно резко меняется - ангажируется большой оркестр с 70 артистами из Берлина под руководством Франца Блона, и это было большим событием во всей концертной жизни Юрмалы, к тому же, были приглашены и артисты из царской России. В 1911 году был создан Эдинбургский симфонический оркестр под управлением Гвидо Самсона-Химмелстъерна, но начало I Мировой войны прервало сезон оркестра Варшавской Филармонии в Эдинбурге.

Активная концертная жизнь возобновилась в начале 20-х годов. В Латвии еще не отзвучали освободительные бои, когда в июне 1920 года в Эдинбурге вновь зазвучали симфонические концерты оркестра Национальной оперы под управлением концертмейстера Алберта Берзиньша.

В 1922 году Эдинбург переименовали в Дзинтари. Первые сезоны можно охарактеризовать „битвой за слушателя" - за публику из Риги, и за отдыхающих. Но ситуация менялась, и уже в 1923 году были приглашены дирижеры известные в Европе: Рихард Хагель (Берлин), Гжегож Фителберг (Варшава), Николай Малько (Петербург). В концертный зал Dzintari вернулась публика.
 

 


Сезон 1930 года был последним для оркестра Национальной оперы в концертном зале Dzintari. С новым сезоном наступили новые времена - концерты взялся организовать Арвидс Парупс, со своим симфоническим оркестром Радио (но в расширенном составе). Приглашались известные гастролирующие дирижеры и солисты, выступали местные дирижеры и все больше звучали музыкальные произведения латышских композиторов. Однако сезон 1935 года вновь внес коррекции - холодная и дождливая погода и нелюбимый публикой гастролирующий дирижер (Антоний Капдевила из Барселоны) суммировались в финансовые убытки в конце сезона. Как точка над „i" - отказ Арвида Парупса от организации концертов, если город не построит закрытый концертный зал. 27 июня 1936 года был открыт новый сезон, а 25 июля - по проекту архитекторов Виктора Мелленбергса и Александра Бирзниекса построенный закрытый концертный зал. На первом концерте в закрытом концертном зале с симфоническим оркестром Радио дебютировал дирижер Леонид Вигнерс, исполнив свою композицию „Менуэт в классическом стиле". В следующие годы количество посетителей достигало уже 30 000, но приближалась II Мировая война - и концертная жизнь опять прервалась.
 

 

После войны медленно воспрянула и концертная жизнь в Dzintari.

В 1962 году под руководством архитектора М. Гелзиса был построен открытый концертный зал. Концертный зал Dzintari стал самым знаменитым и любимым курортным концертным залом в Советском Союзе. Концертный сезон длился три месяца - с июня по август. Обычно в июне выступали оркестры Латвии, в июле и августе - симфонический оркестр из Москвы, Ленинграда и других Республик СССР. В Dzintari гастролировали выдающиеся солисты: Г.Башкиров, Л.Берман, А.Любимов, Г.Кремер, В.Спиваков, М. Вайнман, М.Хомицер, М.Ростропович, Д. Ойстрах, С. Рихтер и др.
Отдельные концерты давали также коллективы выдающихся иностранных музыкантов: Варшавский Национальный симфонический оркестр (1959), Датский Королевский симфонический оркестр (1966), Берлинский симфонический оркестр (1972).
В 70-е и 80-е годы прошлого века в зале Dzintari хорошо посещались концерты камерной, легкой и эстрадной музыки. На традиционном курортном празднике выступали знаменитости - Аркадий Райкин, Вия Артмане, Алла Пугачева, Раймонд Паулс и другие.
 

В 1986 году в концертном зале Dzintari состоялась конференция Чатоквы, которая явилась первым вестником и свидетельствовала о приближении грядущих перемен в Балтии. На конференции встретились общественные представители США и СССР.

После восстановления статуса независимого государства постепенно начинают реализоваться многие знаменитые культурные проекты - „Звезды балета в Юрмале", Гидон Кремер и камерный оркестр „Kremerata Baltica", фестиваль „Summertime - приглашает Инесе Галанте", Праздник оперной музыки, а также концерты многих латвийских групп.

 

 

Концертный зал Dzintari стал местом проведения фестивалей юмора „Юрмала", „Клубом веселых и находчивых" и Международным конкурсом молодых исполнителей популярной музыки „Новая волна".

С 2000 года количество концертов за сезон растет с каждым годом, обозначив подъем культурного уровня.
Источник: Городской музей Юрмалы (лично Инга Сарма), Музей музыки и литературы (лично Элмарс Земовичс).

dzk.lv

Категория: Вокруг света | Добавил: gurei (03/Май/2010)
Просмотров: 1069 | Теги: История Юрмала концертный зал Dzint | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск

» Форма входа

»

» Наш опрос
Рухнет ли доллар?
Всего ответов: 176

» Cтатистика

free counters


Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика